Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский механико-технологический техникум»

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по созданию портфолио студента

 

 

 

 

 

Черногорск

 2014

Методические рекомендации предназначены  для студентов  и преподавателей, участвующих в реализации темы базовой инновационной площадки «Создание системы оценивания готовности обучающихся  к трудоустройству на региональном рынке труда».

В методических рекомендациях определены цели и задачи формирования портфолио в процессе обучения  студента, принципы и структура его составления.

В приложении включены рекомендации по составлению некоторых  документов портфолио.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО......................................................................

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО..............................................................

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПОРТ­ФОЛИО СТУДЕНТА ...............................

Требования к оформлению портфолио..........................................

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

       Основной задачей модернизации образования России в перспективе является обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов на мировом рынке. Наиболее востребованными будут регионы, способные формировать квалифицированные человеческие ресурсы, способные к качественному выполнению профессиональной деятельности в любых условиях. Значимая роль в этом процессе отводится системе профессионального образования, которая должна обладать развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими личности раскрывать свой творческий потенциал и реализовываться в профессиональной деятельности и построении карьеры.

Современное производство не удовлетворяют рабочие, которые не могут самостоятельно принимать ответственные решения в различных ситуациях, прогнозируя их возможные последствия, неспособные к сотрудничеству, не отличающиеся мобильностью и динамизмом. Развивающиеся рыночные отношения в регионе требуют серьезных изменений в обеспечении качества подготовки учащихся.

  С 2013 года ГБОУ РХ СПО «Черногорский механико-технологический техникум» присвоен статус базовой инновационной площадки «Создание системы оценивания готовности обучающихся  к трудоустройству на региональном рынке труда» сроком на 2013-2015 годы.. В связи с этим в техникуме была поставлена цель: формирование профессионально компетентной, социально адаптированной личности, конкурентоспособного рабочего и специалиста.

Одной из технологий, способствующей объективной оценке сформированных компетенций обучающихся,   является технология портфолио.

Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в техникуме.

Портфолио создаётся в течение всего периода обучения в техникуме. Завершается его формирование публичной защитой или  презентацией.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО

 

Основная цель формирования портфолио – представить  собственные достижения студента в процессе его обучения в техникуме.

Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:

- мотивации к образовательным достижениям;

- приобретению опыта к деловой конкуренции;

- обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетенций;

- выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций;

- повышению конкурентноспособности будущего специалиста.

Портфолио дополняет основные контрольно – оценочные средства знаний, принятые в техникуме, и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетенций студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно – творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

 


ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

 

В основу структуры портфолио студента ГБОУ РХ СПО ЧМТТ положено формирование общих и профессиональных компетенций студента.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Портфолио студента включает в себя следующие разделы:

Портфолио достижений студент самостоятельно записывает результаты  обучения по теоретическому курсу; результаты  прохождения учебной, производственной практики; результаты мониторинга посещаемости; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, проектной деятельности, интеллектуальных конкурсах, творческих мероприятиях; участие в спортивных, военно-патриотических мероприятиях (для юношей); участие в общественной жизни: органах студенческого самоуправления, в волонтерском движении и др.

Портфолио документов может содержать оригиналы и (или) копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, фотоматериалов и др Портфолио работ включает в себя творческие, исследовательские, проектные работы, доклады на научно-практических конференциях, рефераты и др

Портфолио отзывов – это характеристики с места практики, рекомендательные письма, рецензии,  благодарственные письма, резюме и др.

Рефлексивный портфолио -это резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учеб­ных достижений; эссе, посвященное выбору профессии; анкетирование по оценке результатов работы по созданию портфолио; самоанализ готовности к трудоустройству и т.д

 

      

Критерии оценивания портфолио

 

Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний

Вид работы

Показатели оценки результата

Оценка

(да / нет)

Портфолио документов

ПК 1 – ПК N

ОК 1- N

 

-Сертификаты российских, региональных, общетехникумовских олимпиад, конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, проектов, иных мероприятий; грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма за  учебные достижения, отражающие сформированность ПК и ОК по профессиональному модулю/учебной дисциплине; печатные издания (сборники, журналы, газеты, интернет-сайты) по результатам научной деятельности.

- Журнальные, газетные, фотодокументы и иные документы, свидетельствующие об успехах по овладению видом профессиональной деятельности.

- Убедительность материалов, достоверность предъявляемых сведений;

- Уровни участия студента в мероприятиях (внутритехникумовский, региональный,  всероссийский)

 

Портфолио работ

ПК 1 – ПК N

ОК 1- N

 

- Творческие, научные, проектные работы, представленные на российских, региональных и внутритехникумовских олимпиадах, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, проектах, иных мероприятий

-Соответствие работ требованиям к структуре и оформлению;

-Полнота, широта, быстрота, самостоятельность, продуктивность систематизации, оптимальность, результативность и разнообразие представленных материалов;

- Эффективность отбора, анализа, оценки, использования необходи-мой информации для выполнения профессиональных задач;

- Качество, культура оформления представленных работ;

- Креативный характер

 

Портфолио отзывов

ПК 1 – ПК N

ОК 1- N

 

- Отзывы и характеристики, преподавателей, руководителей практик, работодателей;

- Рецензии статей, докладов,  проектов

-Наличие положительных отзывов от преподавателей, руководителей практики, наставников

 

Рефлексивный портфолио

ПК 1 – ПК N

ОК 1- N

 

- Эссе, посвященное выбору профессии;

- Отчет по практике;

- Самоанализ разработанного проекта

- Наличие рефлексии собственной деятельности. Использование рациональных методов и приемов рефлексии

 

 

Требования к оформлению портфолио

 

1.     Портфолио должно быть представлено в виде:

·                   бумажного носителя (печатного текста) на листах А4; в папке с файлами (текстовые документы представляются в формате Word;  параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 12, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;

·                   электронного носителя + на CD (диски оформляются в тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного ФИ студента, наименования образовательного учреждения, группы, специальности.

2.     Само портфолио и приложение  к нему оформляются в папке

3.     Документы могут быть оригиналы и (или) копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений,

·   Видеоматериалы представляются на DVD диске записанные в программе Nero (диски оформляются в конвертах для дисков) с указанием на них полного ФИ студента, группы, специальности, вид мероприятия, тема.

4.     Фотографии, рисунки, схемы, таблицы должны быть подписаны.

5.      Каждый раздел портфолио должен начинаться с новой страницы.

6.      Приложения формируются по разделам портфолио.

7.      Документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1.

8.     В текстах не допускается сокращение названий и наименований;

9.     Все страницы портфолио нумеруются (нумерация начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится).


 Приложение № 1

 

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ   ПО ОЦЕНКЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ

РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПОРТФОЛИО

 

1.     Каково было ваше первое впечатление от работы над портфолио?

2.     Какую работу вы провели  для сбора материала в свое  портфолио?

3.     Что получилось при создании портфолио?

4.      Что  было для вас  наиболее трудным при создании портфолио?

5.     Есть ли что- то, что вы  не сумели включить в портфолио?

6.     Насколько аккуратно и логично вы сумели выстроить структуру портфолио?

7.     Как часто и у кого вы консультировались по вопросу создания и оформления материалов портфолио?

8.     Насколько самостоятельно вы создавали свое портфолио?

9.     Какие  компьютерные программы вы использовали в создании портфолио?

10. Считаете ли вы, что работа над портфолио была для вас полезной и значимой с точки зрения вашей дальнейшей профессиональной деятельности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №  2

КАК СОСТАВИТЬ РЕЗЮМЕ ВЫПУСКНИКУ


      Резюме - это краткая информация о себе, как специалисте, с указанием образования, специальности (квалификации), профессиональных достоинств, своих целей в поиске работы.

Резюме - это одно из самых эффективных средств саморекламы.
Главная цель резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о себе и получить приглашение на собеседование.

Основные правила составления резюме:

-       краткость (не более 2-х страниц);

-       аккуратность (без ошибок и исправлений, четко на хорошей бумаге);

-       печатный вариант (на компьютере);

-        правдивость (не включайте ложную информацию, но правильно расставляйте акценты);

-        позитивный характер (не включайте информацию, которая может не понравиться работодателю).

Содержание резюме

1. Заголовок: фамилия, имя, отчество (не употребляйте слово "резюме" в заголовке).
2. Цель в поиске работы: какую работу вы можете и хотите делать.
3. Личные данные: точный адрес с почтовым индексом, номер телефона, семейное положение.

4. Образование: укажите полное название профессионального учебного заведения, а не аббревиатуру, даты начала и окончания обучения, специальность, квалификацию.

5. Опыт работы: полное наименование предприятия, где проходили практику, опишите знания и навыки, которые приобретены в процессе стажировки, подчеркните свои успехи (предоставьте рекомендации своих наставников, руководителей практики).

6. Дополнительная информация: это сведения, подчеркивающие ваши сильные стороны профессиональные и личностные: знание иностранных языков, компьютерная грамотность, наличие водительских прав, аккуратность, интерес к работе и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭССЕ

 

Эссе - это небольшая по объему, но требующая серьезной проработки вопроса письменная работа или сочинение на определенную тему.  Эссе пишется и оформляется по определенным правилам, а именно:

 

Темы для эссе

Что может помочь в написании эссе

 «Мои достижения в профессии»

Материалы, свидетельствующие о  достижениях студента, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта;

 «Я в мире людей»

Материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.

 «Взгляд на себя и в будущее»

Материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.

 

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА

Эссе соответствует теме

 

 

 

 

Эссе не соответствует теме

Тема глубоко раскрыта

 

 

 

 

Тема раскрыта поверхностно

АРГУМЕНТАЦИЯ

Аргументы логически структурированы

 

 

 

 

Аргументы разбросаны, непоследовательны

Факты представлены точно

 

 

 

 

Много сомнительных или неточных фактов

НОВИЗНА

Оригинально и творчески

 

 

 

 

Не очень оригинально

СТИЛЬ

Аккуратное письмо

 

 

 

 

Неуклюжее письмо

Концентрированный текст

 

 

 

 

Излишние повторения

ОФОРМЛЕНИЕ

Четко и хорошо оформленная работа

 

 

 

 

Неопрятная и трудно читаемая работа

Разумный объем

 

 

 

 

Слишком длинная / короткая работа

ГРАМОТНОСТЬ

Грамматически правильные предложения

 

 

 

 

Много грамматических ошибок

Нет орфографических ошибок

 

 

 

 

Есть орфографические ошибки

Эффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов

 

 

 

 

Неэффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов

ИСТОЧНИКИ

Адекватное использование источников

 

 

 

 

Плагиат

 

 

Список литературы:

1.     Переверзев, В.Ю.  Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1.- С. 71-73.

2.     Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности.  /Методист. – 2010.- №1.- С. 47 – 48.

3.     Купцова Л.И.   Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций  /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова,  О.П. Томилина //Специалист – 2010. -  № 3. С.- 18.

4.     Новикова Т.Г. Пинская М.А. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Сборник материалов. – М.:, 2005, - 110 c.

5.     Материалы  Интернет.