Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

 «Черногорский механико-технологический техникум»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РХ ЧМТТ

_________Н. И. Поликарпова

 приказ от 23.06.2017  №237

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПО ПРОФЕССИИ

КОД: 16671

 

ПЛОТНИК

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Форма подготовки: очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Черногорск,2017

 

 

 

 

Адаптированная программа учебной практики по профессии Плотник разработана на основе АОППО, Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих.

 

Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»

 

Разработчик: Скаченко Евгения Александровна, мастер производственного обучения.

Рассмотрена и рекомендована к использованию на Методической комиссии по координации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»

 

 

 

 

Протокол №___________________ от «____ »__________ 2017г.

Председатель МК по координации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

________________   _____________________________________

 

 

СОГЛАСОВАНО

Замиректора по УПР

____________Т.И.Яковлева

«_____»_____ ________2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

При разработке программы учтены:

·      неоднородность состава группы детей с ограниченными возможностями здоровья;

·         диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в различных условиях обучения.

          Содержание программы производственной практики адаптировано с учетом возможностей лиц рассматриваемой категории.  Значительно снижены объем и глубина изучаемого материала, упрощена структура изучаемого материала. Обучающимся с нарушениями интеллектуального развития дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у них профессиональные знания, умения и навыки должны быть вполне достаточными для того, чтобы подготовить их к труду по получаемой профессии. В обучении подростков с нарушениями интеллектуального развития   мастерами производственного обучения используются специфические методы и приемы, облегчающие им усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно. При изучении сложных понятий осуществляется опора на практическую деятельность, широко используется наглядность. Широко используются технологические карты для закрепления у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития последовательности выполнения трудовых действий.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


1.     ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

1.1.Область применения программы

Адаптированная рабочая программа производственного обучения - является частью адаптированной образовательной программы профессионального обучения по профессии  Код: 16671 Плотник (диапазон тарифных разрядов 1-2)

 

1.2.    Цели и задачи производственной практики - требования к результатам освоения производственной практики:

 

Обучение обучающихся умениям и навыкам выполнения всех видов работ предусмотренных квалификационными характеристиками к данной профессии с требованиями ЕТКС

 

Плотник 1-й разряд

Должен знать: 

-       основные виды лесоматериалов и свойства древесины;

-       способы грубой обработки лесоматериалов;

-       правила обращения с антисептирующими и огнезащитными составами и приемы покрытия ими деревянных деталей и конструкций при помощи кистей;

-       способы разборки простых деревянных конструкций и их очистки;

-       правила перемещения и складирования грузов малой массы;

-       виды рулонных и штучных кровельных материалов;

-       способы разборки простых кровельных покрытий из рулонных и штучных материалов;

-       правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности.

 

Плотник 2-й разряд

Должен знать: 

-     основные сведения о технологии плотничных работ

-     основные породы, пороки и свойства древесины

-     способы приготовления антисептических и огнезащитных составов

-     технические условия на производство и приемнику работ

-     сортамент и маркировку применяемых материалов, полуфабрикатов и деталей

-     норма расхода энергии и материалов

-     правила безопасности, противопожарные мероприятия и промышленную санитарию

-     правила внутреннего трудового распорядка

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение адаптированной программы производственной практики: 408 часов.

 

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

         Результатом освоения адаптированной программы производственной практики является овладение обучающимися всех видов работ предусмотренных квалификационными характеристиками к данной профессии с требованиями единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС).

 

Плотник 1-й разряд

 

-     выполнять простейшие плотничные и опалубочные работы;

-     выполнять простейшие работы при устройстве рулонных кровель насухо с пришивкой гвоздями и кровель из штучных материалов;

-     выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

 

 

Плотник 2-й разряд

-     отбирать и сортировать пиломатериалы

-     изготавливает и ремонтирует щиты и опалубки прямолинейного очертания всех видов, простой строительный инвентарь

-     наносить антисептическое и огнезащитные составы на деревянные конструкции и детали краскопультами и распылителями

-     выполнить под руководством плотников более высоких разрядов работы по ремонту, изготовлению и установке плотницких изделий

-     затачивать и налаживать инструменты, пользоваться необходимыми приспособлениями и измерительными приборами

-     читать эскизы и чертежи

-     экономно расходовать материалы и электроэнергию 

 

 

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ             ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Разметка древесины

12

1

Организация рабочего места, безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских и на производстве (строительстве).

6

2

Выполнение разметки угольником. Изготовление шаблонов из листовой фанеры.

6

Теска древесины

22

3

Выполнение разметки на четыре канта.

6

4

Приёмы тески кромки доски. Теска кромок досок Приёмы вырубки пазов. Теска брёвен 1,2, 3 и 4 канта

6

5

Приёмы надрубы на бревне по разметке.

6

6

Выборка на бревнах и досках четвертей

4

Пиление древесины

12

7

Поперечное одиночное и пакетное распиливание досок и брусков вручную.

6

8

Пиление досок в стусле

6

Выполнение несложных опалубочных работ

56

9

Изготовление макета древесно-металлической опалубки.

12

10

Крепление элементов опалубки.

4

11

Изготовление опалубки прямоугольного очертания.

6

12

Сборка опалубки ступенчатых фундаментов.

6

13

Сборка опалубки колон.

6

14

Установка и разборка деревянной опалубки под технологическое оборудование.

12

15

Подготовка и проверка опалубки перед укладкой бетонной смеси.

6

16

Изготовление щитов из различных пиломатериалов, а также древесных и композитных материалов.

4

Кровельные работы.  Выполнение несложных кровельных работ

52

17

Изготовление и установка стропил, стоек.

6

18

Установка каркаса фронтона и карнизного свеса.

6

19

Работа с различными кровельными материалами.

6

20

Организация кровельных работ на строительном объекте.

6

21

Работа с механизмами и приспособлениями применяемыми  при производстве кровельных работ.

6

22

Приготовление растворов, эмульсий, мастик и других материалов.

4

23

Устройство покрытий из однослойных и многослойных рулонных покрытий.

6

24

Раскатка и наклеивание рулонных материалов с использованием горячих и холодных мастик.

6

25

Организация рабочего места и безопасность труда плотника при производстве кровельных работ.

6

Механизированная обработка древесины

46

26

Электрифицированные ручные машины, применение в плотничных работах. Раскрой пиломатериала.

6

27

Получение практических навыков работы с электрифицированными машинами, и их применение на строительстве.

6

28

Обслуживание инструментов  и основного деревообрабатывающего оборудования.

4

29

Организация рабочего места при работе на деревообрабатывающих станках.

6

30

Обработка криволинейных поверхностей ручным и электрифицированным инструментом.

6

31

Изготовление киянки.

6

32

Изготовление топорища.

6

33

Изготовление ручки для ножовки.

6

Изготовление дверных полотен прямоугольной формы

22

34

Раскрой пиломатериалов на круглопильных станках.  Разметка заготовок по размерам.

4

35

Обработка базисных поверхностей на фуговальных станках. Подгонка деталей.

6

36

Сборка дверных полотен.

6

37

Склеивание. Обработка деталей после склеивания. Проверка качества изготовленных изделий.

6

Основы проектирования и технического творчества. Выполнение творческих работ

40

38

Выполнение  макета;  стол, табурет, тумба.

6

39

Выполнение  садового стола.

10

40

Техническое творчество в изготовлении столешницы. Придание столешнице зеркальности полировкой и последующей обработкой лаком.

6

42

Выполнение практической работы по сборке тарного ящика.

6

43

Освоение  методов поиска новых технических решений при изготовлении столярных изделий: верстак столярный.

6

44

Изготовление изделий по желанию учащихся: резьба по дереву, выжигание, табурет, полка и др.

6

Выполнение работ по изготовлению подмостей, устройству перегородок, монтажу и демонтажу конструкций

28

45

Изготовление и ремонт стр. подмостей,

6

46

Устройство перегородок.

6

47

Монтаж и демонтаж различных конструкций: стеновых панелей, перегородок, оконных блоков, дверных блоков.

6

48

Обшивка досками каркаса перегородок

6

49

Обшивка  твердыми плитными материалами каркаса перегородок.

4

Выполнение работ по устройству дощатых и паркетных полов

28

50

Укладка лаг из брусков по деревянному перекрытию.

6

51

Устройство дощатых настилов и полов из ДСП.

6

52

Технология устройства паркетных полов.

4

53

Технология устройства дощатых полов.

6

54

Технология ремонта полов.

6

Изготовление каркасно-засыпных стен

22

55

Устройство каркасов каркасно-засыпных стен.

6

56

Обшивка каркаса досками и плитными материалами.

6

57

Изготовление щитов и обшивка ими каркаса.

6

58

Изоляция и утепление стен сыпучими и плитными мате-риалами.

4

Выполнение работ по устройству деревянных конструкций и сборке деревянных домов

34

59

Обшивка  твердыми плитными материалами каркаса перегородок.

6

60

Защита древесины. Обработка антисептиками бруса.

6

61

Технология соединения  элементов деревянных конструкций

6

62

Выполнение плотничных работ на строительстве.

6

63

Технология монтажа деревянных домов.

6

64

Технология ремонта плотничных конструкций.

4

Установка несущих конструкций деревянных зданий и сооружений

28

65

Изготовление  деталей и конструктивных элементов деревянных стен: каркасных и щитовых.

6

66

Изготовление  деталей перегородок.

6

67

Заготовка деталей для каркасных и щитовых стен.

6

68

Работа с монтажным оборудованием и приспособлением: канаты, блоки, сжимы, коуши, стропы, лебедки, краны. Работа с монтажным пистолетом. 

6

69

Изготовление и установка балок перекрытий  помещений.

4

 

Проверочная работа

6

 

ИТОГО

408 часов

 

 

 

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предполагает наличие

учебных кабинетов:

- технология плотницких работ;

 

Мастерских

- мастерская для выполнения плотничных работ.

 

Полигонов

-  площадка для изготовления срубов и деревянных конструкций

 

 

Оснащение:

                                                 

Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:

 

Мастерская для выполнения плотничных работ

1.Оборудование:

верстаки столярные с нормокомплектами инструментов для ручных плотничных работ, станок вертикально-сверлильный, станок заточной, комплект электроинструмента, круглопильный станок для поперечной распиловки древесины, круглопильный станок для продольной распиловки древесины. макеты крыш;  макет стен из бруса, бревен, каркасной стены, образцы материалов для устройства крыш, стен, перекрытий, комплекты демонстрационных материалов.

 

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест производственного обучения должно обеспечивать выполнение всех видов учебных плотничных работ.

 

2. Инструменты и принадлежности:

Молоток плотницкий

Топор прямой

Топор остроугловой

Топор тупоугловой

гвоздодер

долото

клещи

Гаечный ключ

Ножовка по металлу

Лобзик

Электродрель

Сверла

Шлифовальный диск

Наждачная бумага

Напильник

Надфиль

Нож-косяк

Стамеска

Рулетка

Стальной метр

Угольник

Циркуль

Нутрометр

Уровень с отвесом

Отволока

Киянка

Широкая ножовка

Узкая ножовка

Шерхебель

Фуганок

Шлифтик

Цинубель

Клей столярный

Стамеска прямая

Стамеска полукруглая

Стамеска угловая

Нож цикля

Добойник

Отвертка клинообразная

Отвертка крестообразная

Струбцина

Стусло

Гвозди

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

  1. Учебное пособие      Клюев.И. Плотник (базовый уровень) :учеб.пособие:Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – 64 с., обл. (Непрерывное профессиональное образование). 2013

 

  1. Учебное пособие      Клюев.И. Столяр строительный (базовый уровень) :учеб.пособие: Допущено экспертным советом.-2-е издание. – 64 с., обл. (Непрерывное профессиональное образование). 2013

 

  1. Учебник         Степанов Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО».- 5-е изд., стер.-336 с. . 2013

 

  1. Учебник         Парикова Е.В., Фомичева Г.Н., Елизарова В.А. Материаловедение (сухое строительство): учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». -4-е изд., стер– 304 с., пер. . 2013

 

  1. Учебник         Материаловедение: Отделочные работы: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО»/ В.А.Смирнов, Б.А.Ефимов, О.В.Кульков и др..- 3-е изд., стер.-368 с. . 2013

 

  1. Клюев Г. И. Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы : учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. И. Клюев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с. (Повышенный уровень подготовки)

 

  1. Степанов Б. А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

 

  1. Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Учеб. для нач. проф. образования. – 2-е изд., стер. - М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 352 с.

 

Дополнительные источники:

  1. Рыкунин С. К. Технология деревообработки / С. Н.Рыкунин, Л. Н. Кандалина. — М.: издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.

 

  1. Уголев Б. Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. – 3-е изд., перераб. И доп. – М: Изд-во Моск. гос. инст-та леса, 2001. – 531 с.

 

  1. Учебное пособие      Материаловедение для столяров и плотников. Григорьев М.А. 2001

 

  1. Учебное пособие      Столярно-плотничные работы. Справочное пособие. Штерн Х.А. 2002

 

  1. Учебное пособие      Работы по дереву: резьба, выпиливание лобзиком, столярное мастерство. Симонов Е.В. 2011

 

  1. учебник         Работы по дереву: резьба, выпиливание лобзиком, столярное мастерство. Симонов Е.В. 2011

 

  1. учебник         Острожка и резка дерева. Нетыкса М.А. 2004

 

  1. учебник         Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы –М ,ИРПО; издательский центр «Академия» 2008год.

 

  1. учебник         Плотничное ремесло. Постройка сельских деревянных домов и принадлежностей к ним. Федоров П.А. 2002

 

  1. Учебное пособие      Твоя столярная мастерская. Романов В. 2003

 

  1. Учебное пособие      Деревянные строения. Проекты для сада. Бриджуотер А. и Дж. 2006

 

  1. Видеоуроки о ремонте remrep.ru/category/video-remont

 

  1.             Охрана труда в строительстве: электронный учебник:

soft.mail.ru/program/ohrana-truda-v

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Производственное обучение  проводится мастерами производственного обучения  концентрированно

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Руководство производственной практикой осуществляет  мастер производственного обучения. Мастера производственного обучения, осуществляющие  руководство производственной  практикой обучающихся,  должны иметь   квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ЕТКС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже

1-го раза в 3 года.

 

 

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Результаты обучения

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1. Выполнять   заготовку   деревянных   элементов   различного назначения.

 

 

 

Обрабатывает лесоматериалы ручными инструментами и электрифицированными  машинами с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности:

     готовит  инструмент к работе;

     выполняет сортировку лесо- и пиломатериала;

     выполняет разметку;

     выполняет технологические операции ручной обработки древесины;

     выполняет соединение деревянных элементов.

 

- практическая работа в учебной мастерской или на реальных  объектах;

-зачет в устной, письменной, тестовой форме.

Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный

2.Устанавливать несущие конструкции деревянных зданий и сооружений.

Производит работы по устройству временных сооружений и сборке деревянных домов

с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности:

 - собирать и устанавливает бревенчатые, брусовые и каркасные стены;

- собирает и устанавливает деревянные перегородки;

- собирает и устанавливает деревянные перекрытия;

- устраивает дощатые полы;

- выполняет сборку крыш.

- устанавливает дверные и оконные блоки;

- собирает и устанавливает временные сооружения

- практическая работа в учебной мастерской или на реальных  объектах;

-зачет в устной, письменной, тестовой форме.

Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный

Оценивается освоение знаний и умений в процессе наблюдения за деятельностью обучающегося на рабочем месте и принятия решения по оценке

3.Выполнять работы по устройству лесов, подмостей, опалубки.

Выполняет опалубочные работы, собирает и разбирает леса и подмости с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности:

 - монтирует (демонтирует) леса, подмости, эстакады;

- монтирует (демонтирует) опалубку, отмостки.

- практическая работа в учебной мастерской или на реальных  объектах;

-зачет в устной, письменной, тестовой форме.

Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный

Оценивается освоение знаний и умений в процессе наблюдения за деятельностью обучающегося на рабочем месте и принятия решения по оценке

4. Производить ремонт плотничных конструкций.

Выполняет ремонт деревянных конструкций с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности:

- ремонтирует несущие деревянные конструкции;

 - ремонтирует крыши;

- ремонтирует перекрытия;

- ремонтирует оконные блоки;

- ремонтирует дверные блоки;

- ремонтирует дощатые полы.

 

 

 

 

- практическая работа в учебной мастерской или на реальных  объектах;

-зачет в устной, письменной, тестовой форме.

Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный

Оценивается освоение знаний и умений в процессе наблюдения за деятельностью обучающегося на рабочем месте и принятия решения по оценке