Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Республики Хакасия

«Черногорский механико-технологический техникум»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РХ ЧМТТ

_________Н. И. Поликарпова

приказ от 23.06.2017  №237

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ПРОФЕССИИ

КОД: 16671

 

ПЛОТНИК

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Форма подготовки: очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Черногорск,2017

 

Пояснительная записка

 

Адаптированная программа учебной практики по профессии Плотник разработана на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих, методических рекомендаций по установлению особенностей организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья – выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I-VIII видов в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом мирового опыта (Проект), Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

 

 При разработке программы учтены:

·      неоднородность состава группы детей с ограниченными возможностями здоровья;

·         диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в различных условиях обучения.

          Содержание программы производственного обучения адаптировано с учетом возможностей лиц рассматриваемой категории.  Значительно снижены объем и глубина изучаемого материала, упрощена структура изучаемого материала. Обучающимся с нарушениями интеллектуального развития дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у них профессиональные знания, умения и навыки должны быть вполне достаточными для того, чтобы подготовить их к труду по получаемой профессии. В обучении подростков с нарушениями интеллектуального развития   мастерами производственного обучения используются специфические методы и приемы, облегчающие им усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно. При изучении сложных понятий осуществляется опора на практическую деятельность, широко используется наглядность. Широко используются технологические карты для закрепления у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития последовательности выполнения трудовых действий.

Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»

Разработчик: Скаченко Евгения Александровна, мастер производственного обучения.

Рассмотрена и рекомендована к использованию на Методической комиссии по координации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»


 

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


1. ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ

 УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.1.Область применения программы

Адаптированная рабочая программа учебной практики - является частью адаптированной образовательной программы профессионального обучения по профессии  Код: 16671 Плотник (диапазон тарифных разрядов 1-2)

 

1.2.    Цели и задачи учебной практики - требования к результатам освоения учебной практики:

 

Обучение обучающихся умениям и навыкам выполнения всех видов работ предусмотренных квалификационными характеристиками к данной профессии с требованиями ЕТКС

 

Плотник 1-й разряд

Должен знать: 

-       основные виды лесоматериалов и свойства древесины;

-       способы грубой обработки лесоматериалов;

-       правила обращения с антисептирующими и огнезащитными составами и приемы покрытия ими деревянных деталей и конструкций при помощи кистей;

-       способы разборки простых деревянных конструкций и их очистки;

-       правила перемещения и складирования грузов малой массы;

-       виды рулонных и штучных кровельных материалов;

-       способы разборки простых кровельных покрытий из рулонных и штучных материалов;

-       правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности.

 

Плотник 2-й разряд

Должен знать: 

-     основные сведения о технологии плотничных работ

-     основные породы, пороки и свойства древесины

-     способы приготовления антисептических и огнезащитных составов

-     технические условия на производство и приемнику работ

-     сортамент и маркировку применяемых материалов, полуфабрикатов и деталей

-     норма расхода энергии и материалов

-     правила безопасности, противопожарные мероприятия и промышленную санитарию

-     правила внутреннего трудового распорядка

 

 

 

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение адаптированной программы учебной практики: 238 часов.

 

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

         Результатом освоения адаптированной программы учебной практики является овладение обучающимися всех видов работ предусмотренных квалификационными характеристиками к данной профессии с требованиями единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС).

 

Плотник 1-й разряд

 

-     выполнять простейшие плотничные и опалубочные работы;

-     выполнять простейшие работы при устройстве рулонных кровель насухо с пришивкой гвоздями и кровель из штучных материалов;

-     выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

 

 

Плотник 2-й разряд

-     отбирать и сортировать пиломатериалы

-     изготавливает и ремонтирует щиты и опалубки прямолинейного очертания всех видов, простой строительный инвентарь

-     наносить антисептическое и огнезащитные составы на деревянные конструкции и детали краскопультами и распылителями

-     выполнить под руководством плотников более высоких разрядов работы по ремонту, изготовлению и установке плотницких изделий

-     затачивать и налаживать инструменты, пользоваться необходимыми приспособлениями и измерительными приборами

-     читать эскизы и чертежи

-     экономно расходовать материалы и электроэнергию 

 

 

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ             ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение в профессию. Организация рабочего места, безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских и на производстве (строительстве). Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие.

6

2

Верстак и его основные приспособления. Изготовление струбцин.

4

Выполнение простейших плотницких работ.

30

3

Выполнение крестообразных соединений

6

4

Изготовление ручки для киянки

6

5

Выполнение основных разрезов  древесины

6

6

Шлифование деталей с применением абразивных материалов разной зернистости.

6

7

Затеска и шлифование  кольев.

6

Пиление древесины

44

8

Разметка и пиление досок , брусьев поперек волокон.

4

9

Разметка и пиление досок вдоль волокон.

6

10

Прямое пиление древесных материалов.

6

11

Фигурное пиление древесных материалов.

6

12

Пакетное пиление досок и плитных материалов.

6

13

Пиление досок и брусков в «стусле».

6

14

Клеевые соединения.

4

15

Применение столярного клея в соединениях

6

Строгание древесины и долбление древесины

52

18

Строгание досок и брусков шерхебелем и рубанком.

6

19

Строгание торцевых поверхностей.

6

20

Профильная обработка древесины зензубелем. 

6

21

Выбор пазов шпунтубелем.

6

22

Долбление глухих отверстий долотом.

4

23

Долбление смежных отверстий стамеской.

6

24

Разметка и долбление сквозных отверстий.

6

25

Изготовление угловых концевых соединений

6

26

Выполнение срединных и ящичных соединений

6

Сверление древесины.

22

27

Сверление мелких отверстий по заданному размеру.

6

28

Сверление спиральным сверлом по заданному размеру.

4

29

Сверление винтовым сверлом глубоких отверстий с двух сторон.

6

30

Комбинированное сверление брусьев с двух и более сторон.

6

Сопряжение деревянных элементов

40

31

Сращивание деревянных элементов по длине в полдерева.

6

32

Сращивание деревянных элементов косым прирубом .

6

33

Сращивание деревянных элементов в прямой накладной замок .

6

34

Крестообразное соединение брусьев с зарубкой одного бруса .

4

35

Соединение досок по ширине на рейку .

6

36

Соединение досок по ширине в паз и гребень.

6

37

Изготовление щитов со шпонками. 

6

Новые технологии применения древесины в домостроении.

34

38

Выполнение разных  видов ремонтных работ столярных изделий.

6

39

Установление разных видов фурнитур

6

40

Выполнение врезки петель и замков

4

41

Выполнение плотничных работ с применение евродоски

6

42

Изготовление макета двускатной крыши

12

 

Проверочная работа

6

 

ИТОГО

238 часов

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предполагает наличие

учебных кабинетов:

- технология плотницких работ;

 

Мастерских

- мастерская для выполнения плотничных работ.

 

Полигонов

-  площадка для изготовления срубов

 

 

Оснащение:

                                                  

Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:

 

Мастерская для выполнения плотничных работ

1.Оборудование:

верстаки столярные с нормокомплектами инструментов для ручных плотничных работ, станок вертикально-сверлильный, станок заточной, комплект электроинструмента, круглопильный станок для поперечной распиловки древесины, круглопильный станок для продольной распиловки древесины. макеты крыш;  макет стен из бруса, бревен, каркасной стены, образцы материалов для устройства крыш, стен, перекрытий, комплекты демонстрационных материалов.

 

 

 

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест производственного обучения должно обеспечивать выполнение всех видов учебных плотничных работ.

 

2. Инструменты и принадлежности:

Молоток плотницкий

Топор прямой

долото

клещи

Гаечный ключ

Лобзик

Электродрель

Сверла

Шлифовальный диск

Наждачная бумага

Напильник

Надфиль

Нож-косяк

Стамеска

Рулетка

Стальной метр

Угольник

Циркуль

Нутрометр

Уровень с отвесом

Отволока

Киянка

Широкая ножовка

Узкая ножовка

Шерхебель

Фуганок

Шлифтик

Цинубель

Клей столярный

Стамеска прямая

Стамеска полукруглая

Стамеска угловая

Нож цикля

Добойник

Отвертка клинообразная

Отвертка крестообразная

Струбцина

Стусло

Гвозди

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

  1. Учебное пособие      Клюев.И. Плотник (базовый уровень) :учеб.пособие:Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – 64 с., обл. (Непрерывное профессиональное образование). 2013

 

  1. Учебное пособие      Клюев.И. Столяр строительный (базовый уровень) :учеб.пособие: Допущено экспертным советом.-2-е издание. – 64 с., обл. (Непрерывное профессиональное образование). 2013

 

  1. Учебник         Степанов Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО».- 5-е изд., стер.-336 с. . 2013

 

  1. Учебник         Парикова Е.В., Фомичева Г.Н., Елизарова В.А. Материаловедение (сухое строительство): учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». -4-е изд., стер– 304 с., пер. . 2013

 

  1. Учебник         Материаловедение: Отделочные работы: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО»/ В.А.Смирнов, Б.А.Ефимов, О.В.Кульков и др..- 3-е изд., стер.-368 с. . 2013

 

  1. Клюев Г. И. Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы : учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. И. Клюев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с. (Повышенный уровень подготовки)

 

 

Дополнительные источники:

  1. Рыкунин С. К. Технология деревообработки / С. Н.Рыкунин, Л. Н. Кандалина. — М.: издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.

 

  1. Уголев Б. Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. – 3-е изд., перераб. И доп. – М: Изд-во Моск. гос. инст-та леса, 2001. – 531 с.

 

  1. Учебное пособие      Материаловедение для столяров и плотников. Григорьев М.А. 2001

 

  1. Учебное пособие      Столярно-плотничные работы. Справочное пособие. Штерн Х.А. 2002

 

  1. Учебное пособие      Работы по дереву: резьба, выпиливание лобзиком, столярное мастерство. Симонов Е.В. 2011

 

  1. учебник         Работы по дереву: резьба, выпиливание лобзиком, столярное мастерство. Симонов Е.В. 2011

 

  1. учебник         Острожка и резка дерева. Нетыкса М.А. 2004

 

  1. учебник         Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы –М ,ИРПО; издательский центр «Академия» 2008год.

 

  1. Учебное пособие      Твоя столярная мастерская. Романов В. 2003

 

  1. Учебное пособие      Деревянные строения. Проекты для сада. Бриджуотер А. и Дж. 2006

 

  1. Видеоуроки о ремонте remrep.ru/category/video-remont

 

  1.             Охрана труда в строительстве: электронный учебник:

soft.mail.ru/program/ohrana-truda-v

 

 

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Производственное обучение  проводится мастерами производственного обучения  концентрированно

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Руководство производственным обучением осуществляет  мастер производственного обучения. Мастера производственного обучения, осуществляющие  руководство учебной  практикой обучающихся,  должны иметь   квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ЕТКС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже

1-го раза в 3 года.

 

 

 

 

 

 

 

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Результаты обучения

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1.Подготовка и уход за столярным инструментом.

Знает назначение, виды инструментов  применяемых при выполнении столярных работ.

Умеет выполнять работы с использованием инструмента.

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка результатов проверочной работы

 

 2.Заточка столярного инструмента.

Знает технику безопасности при заточке столярного инструмента.

Умеет выполнять заточку на электро-точиле. Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы

 3. Пиление древесины.

Знает технику безопасности при пилении древесины

Умеет выполнять продольное, поперечное пиление.

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы

4. Строгание древесины

Знает технику безопасности при строгании  древесины.

Умеет выполнять строгание древесины по заданным размерам в угол.

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы

5. Долбление древесины.

Знает технику безопасности при долблении гнёзд.

Умеет выполнять  долбление в пол риски.

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы

6. Шиповые соединения столярных изделий.

Знает технику безопасности при изготовлении шиповых соединений.

Умеет выполнять запиловку шипов в пол риски .

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы

7.Сверление древесины.

Знает технику безопасности при сверлении древесины.

Умеет выполнять сверление древесины по разметке.

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы

8.Обработка древесины электрифицированным инструментом.

Знает технику безопасности при работе с электрифицированным инструментом. Знает виды и назначение инструмента.

Умеет выполнять виды и варианты работы с электрифицированным инструментом.

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы

9.Обработка древесины на станках 1- ой категории.

Знает технику безопасности при обработке древесины на шлифовальных, токарных, рейсмусовых и сверлильно- пазовальных станках.

Умеет выполнять все операции на шлифовальных, токарных, рейсмусовых и сверлильно- пазовальных станках.

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы

10.Сборка изделий из древесины.

Знает технику безопасности при сборке изделий из древесины.

Умеет выполнять сборку в ваймах, струбцинах и в стапеле.

Проводит контроль качества выполненных работ.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Оценка выполнения практического задания

Оценка результатов проверочной работы