Отчет по итогам 2016г.

 

 

Ежегодный отчет о деятельности региональной инновационной площадки

за  2015-2016 учебный год

 

1.      Наименование образовательной организации Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение   Республики Хакасия «Черногорский механико-технологический техникум»

2.      Руководитель образовательной организации Поликарпова Наталья Ивановна

3.      Тема: «Портфолио студентов СПО  как средство формирования и оценки профессиональных и общих компетенций с учетом требований работодателей регионального рынка труда».

4.      Этап     2 этап – основной (01.01.2016-31.12.2018)

5.      Отчетный период  2016 год

6.      Задачи этапа и содержание деятельности:

Задачи:

- разработать методику оценки индивидуальных достижений обучающихся с учетом специфики профессионального образования посредством портфолио образовательных достижений обучающихся;

- создать фонды оценочных средств на основе компетентностного подхода по всем направлениям подготовки с учетом требований ФГОС и работодателей;

- создать инфраструктуру, обеспечивающую оценку индивидуальных достижений в профессиональном образовании при ведущей роли работодателей и на основе профессиональных стандартов;

- разработать организационно-методический инструментарий и нормативное обеспечение, позволяющее фиксировать  и оценивать внеучебную активность обучающихся/студентов (портфолио);

- обеспечить апробацию разработанных технологий для оценивания сформированности профессиональных и общих компетенций обучающихся/студентов;

- разработать рекомендации по использованию модели формирования и оценки общих и профессиональных  компетенций обучающихся с учетом требований работодателей регионального рынка труда посредством портфолио образовательных достижений;

- создать диагностические средства для оценки сформированности профессиональных и общих компетенций обучающихся/студентов;

- создать региональный электронный банк разработанных комплектов контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов, программ государственной итоговой аттестации по профессиям и специальностям (в т.ч. авторских).

 

Содержание деятельности

Сроки

Образовательные продукты (результаты)

2 этап – основной (01.01.2016-31.12.2018)

Направление деятельности: Апробация портфолио для формирования и оценки общих и профессиональных компетенций с учетом требований работодателей на региональном рынке труда

Организационно-управленческая деятельность

Организационное совещание рабочей группы «Цели, задачи 2 этапа»  и задачи на 2016 год

Январь 2016

Корректировка задач на 2016 год

Индивидуальная работа и консультирование членов рабочей группы по вопросам инновационной деятельности

Февраль, март 2016

Разработка документации педагогами

Развитие педагогической компетентности работников

Заседание рабочей группы по результатам

и ходу инновационной деятельности

Январь 2016

Аналитическая справка по результатам и инновационной деятельности и выработка решений

Доклад Ботиной О.Г. на заседании МК конструирования, моделирования и технологии швейных изделий «Портфолио студента как инновационное оценочное средство»

Январь 2016

Протокол № 5 от 18.01.2016

Мероприятия инновационного характера

Использование  в образовательном и воспитательном процессе  портфолио образовательных достижений студентов

В ходе учебного процесса

Использование портфолио как контрольно-оценочного средства на дифзачетах по учебным дисциплинам и экз.(квал.)

Анкетирование работодателей с целью выявления ключевых компетенций, востребованных работодателями, использования портфолио для  формирования успешного, компетентного выпускника

Февраль 2016

Обработка и анализ результатов по выявлению запросов работодателей

С целью определения запросов работодателей на предмет личностных качеств выпускников техникума, нами был проведен опрос руководителей предприятий, предоставляющих обучающимся места для прохождения производственной практики и места для трудоустройства. Анализ анкет показал следующее:

На вопрос «Как бы Вы оценили личностные качества выпускников профессионального образования по шкале от 1 до 5 баллов (1 - самый низкий балл, 5 – самый высокий)?» ответы были  следующие:

 

 

 

 

 

Качество

Уровень

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

Проявление инициативы

 

1

6

12

4

Интерес к работе

 

 

2

14

7

Способность работать самостоятельно

 

2

8

9

4

Ответственность за качество труда

 

1

5

9

8

Настойчивость

2

1

8

12

4

Чувство ответственности

1

1

3

18

17

Творческий подход

2

2

5

17

 

Инновационный подход

2

2

7

4

4

Гибкость, адаптивность к изменениям

 

4

8

12

16

Другие: умение работать в команде

 

 

1

9

19

На вопрос «Укажите, пожалуйста, какие из перечисленных ниже умений вы считаете наиболее важными для выпускников-специалистов, пришедших на работу на Ваше предприятие, по шкале от 1 до 5 баллов (1 - самый низкий балл, 5 - самый высокий балл)» работодатели ответили:

Умение

Уровень

 

Низкий

Средний

Высокий

 

 

1

2

3

4

5

Выполнение простейших операций вручную

 

 

2

 

6

8

 

7

 

Умения предпринимательской деятельности

2

2

2

 

3

6

 

7

 

Презентация выполненной работы

2

 

1

 

4

8

 

4

 

Планирование деятельности

 

 

 

 

3

9

 

6

 

Организация рабочего места

 

 

 

 

 

12

 

19

 

Коммуникативные умения, связь с другими подразделениями, партнерами, потребителями

 

 

 

 

1

13

 

20

 

Работа в команде

 

 

 

 

2

19

 

20

 

Использование информационных технологий

 

 

1

11

17

На вопрос «Как Вы считаете, окажет ли роль в трудоустройстве выпускника учреждения СПО портфолио его достижений за период обучения?» из 23 утвердительно ответили 17 работодателей, отрицательно – 6. 

Проанализировав предпочтения и запросы работодателей, мы пришли к выводу, что у выпускников не достаточно сформированы как раз общие компетенции.

Деятельность по организации социального партнерства и поддержанию имиджа техникума

Республиканский круглый стол с привлечением работодателей, социальных партнеров «Молодежь на современном рынке труда: проблемы трудоустройства»

31 марта

2016

Цель: Выявление проблем трудоустройства выпускников и определение основных направлений в решении проблем

Результат совместной деятельности:

В результате совместной деятельности всех участников образовательного процесса можно ожидать следующий продукт взаимодействия:

- сформулированные требования работодателей при подготовке специалистов и рабочих в виде планов реализации программ практики;

- сформированные предложения корректировки графика учебного процесса с учётом запросов предприятий;

- зафиксированные требования работодателей для формирования оценочных средств ПМ

- совместное проведение занятий  со специалистами предприятий в форме мастер-классов, консультаций, лекций по ПМ, учебным дисциплинам  и т.д.;

- совместная с работодателями  оценка качества подготовки выпускников техникума и определение ключевых компетенций будущих специалистов, в том числе через портфолио студента;

- созданные  условия на предприятиях для практикантов техникума с целью адаптации их на рынке труда;

- стабильное трудоустройство выпускников техникума по выбранной профессии/специальности в первый год после выпуска.

Повышение квалификации педагогических работников

Участие  в научно-практической конференции в сетевой форме «Опыт сетевого взаимодействия и практико-ориентированного обучения» педагогов Поликарповой Н.И., Яковлевой Т.И., Жиляевой Л.В., Шпагиной М.В., Тархановой Л.А., Поповой С.А., Даудиш И.А., Проскуриной С.В., Бажиной С.Н.,  Третьяковой Л.Ю., Эргашевой Е.Н., Мальцевой А.В.,

в IV Международной заочной научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: традиции, инновации, перспективы» педагогов Поликарповой Н.И., Мальцевой А.В., Поповой С.А., Низамовой Н.Е., Проскуриной С.В., Третьяковой Л.Ю., участие педагогов в различных всероссийских дистанционных конкурсах

В течение года

Повышение профессионального мастерства педагогических работников

Самообразование педагогов по теме инновационной деятельности

Февраль

Март

Участие в вебинарах

Проведение мероприятий, ориентированных на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся

Конкурсы профессионального мастерства:

по профессиям «Портной», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Закройщик»;

по специальностям «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

февраль-июнь 2016

Участие в республиканских олимпиадах профессионального мастерства по профессиям «Продавец, контролер, кассир», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет»,

Призовые места в Республиканском фестивале творчества молодежи «Весна в Хакасии»  в направлении «Оригинальный жанр» в номинации «Мода» (театр Мод «Эстель» -  2 место),

Участие в VII региональном конкурсе  учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне» номинация «Авторская модель одежды» (Махова М.В. – 2 место),

Второе место в республиканском этапе Национального чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» (команда «Шустрые пекари»),

во Всероссийских мероприятиях: Национальный чемпионат «Молодые профессионалы»  Сибирского федерального округа (WorldSkills Russia) в Красноярске,

участие в заключительном этапе олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся по укрупненной группе специальностей 29.00.00 Технологии легкой промышленности, диплом участника, Диплом Вячеслава Зайцева «За упорство и целеустремленность в совершенствовании профессиональных навыков» (Дорогина Наталья),

сертификаты участников Всероссийского конкурса профессиональных достижений выпускников среднего профессионального образования «Профессионал будущего» (конкурс профессиональных портфолио),

V Всероссийский конкурс «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения», диплом победителя 2 степени (Махова Мария)

Международный творческий конкурс «Интербриг», Номинация «Презентация», тема работы «Технология приготовления пирога «Невского» и торта «К чаю», 3 место (Кандыкова И.А.)

Участие в республиканской студенческой научно-практической конференции «Открытая трибуна»

февраль

2 место (Коротков Н.Н.)

 

 

I Республиканская научно-практическая конференция для обучающихся в МОУ и СПОО «Выбор профессий в секции  Научно-исследовательские работы студентов СПО»

январь

2 место (Махова М.М.)

1 место (Туфатулина Е.)

3 место (Дмитриев А.И.)

V Межрегиональная олимпиада по гуманитарным, социальным и естественнонаучным дисциплинам обучающихся учреждений СПО.

 

март

Призеры – 7 чел:

Учувадов А.С. – математика, 3 место;

Вылегжанин Н.А. – история, 2 место

Гафарова С.С. – история, 2 место

Коротков Н.Н. – история, 1 место

Спирина Е.В. – биология, 3 место

Толмашов Д.В. – биология, 2 место

Динер В.Е. – информатика, 1 место

Межрегиональная олимпиада по Микроэкономике

апрель

3 место в командном первенстве - Абрамова Д.Р., Щербина В.Ю. Бакеева О.С.

1 Региональная олимпиада по  дисциплине «Экономика организации (предприятия)

апрель

2 место в командном первенстве

1 место - Бутенко И.К.

1 место - Щербина В.Ю.

2 место – Абрамова Д.Р.

Дистанционные олимпиады, конкурсы

В течение года

Призовые места обучающихся в конкурсах проектов http:// fgostest . ru, videouroki .net, intolimp. оrg.

 

7.     «Продукты» инновационной деятельности (научно-методические, учебно-методические разработки за отчетный период по теме инновационного проекта)

Разработаны КОС по ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04 по профессии «Пекарь» (в т.ч. в форме защиты портфолио достижений);

Разработка портфолио графических работ по дисциплине «Инженерная графика»;

Разработка портфолио практических работ по МДК 01.01. «Основы художественного оформления швейного изделия» по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»;

Разработка методических рекомендаций по проведению экзамена (квалификационного) в форме защиты портфолио достижений.

8.    Результаты (проведенные диагностики по теме исследования, позволяющие сделать вывод об эффективности деятельности инновационной площадки):

Анализ диагностических материалов по оценке результатов деятельности полученных в ходе их апробации:

8.1. Результаты диагностики обучающихся первого курса  по методике Т.Н. Ильиной «Мотивация обучения» показали: 61%  обучающихся мотивированы на приобретение знаний, 71% на овладение профессией и 67% на получение диплома. Даны рекомендации педагогам по модели Дж. Келлера по повышению мотивации обучающихся. Обучающимся даны рекомендации «10 способов повысить уровень мотивации»;

8.2. Результаты диагностики обучающихся выпускных групп показали: выпускники считают  более важными качествами трудовой деятельности: подчинение требованиям, профессионализм, интеллект,  самосовершенствование, дисциплинированность, активность и самостоятельность,   умение работать в коллективе,  ответственность. Полученные данные  используются в   работе с обучающимися на формирование важных качеств будущего конкурентоспособного специалиста.

8.3. Результаты диагностики обучающихся по методике В.Синявского, В.А. Федорошина на выявление коммуникативных и организаторских способностей показали:

40% - высокий уровень коммуникативных способностей, 26,6% - средний, 33,4% - низкий;

26,6% - высокий уровень организаторских способностей, 13,4% - средний, 60,0% - низкий.   

8.4. Проведены: тренинг коммуникативных навыков, тренинг на повышение лидерских навыков и социальных умений.

9.    Социальный эффект:

влияние результатов работы площадки на изменение образовательной среды и взаимоотношения с общественностью:

·         удовлетворенность обучающихся, родителей, педагогов образовательным процессом по результатам анкетирования и социологического опроса;

·         активизация участия обучающихся, педагогов в конкурсах, олимпиадах, внеучебных мероприятиях, конференциях;

·         увеличение количества культурно-массовых, воспитательных, интеллектуальных, профессиональных мероприятий для обучающихся.

указание на формы внедрения результатов в массовую практику  образования (публикации, научно-практические конференции, форумы, обучающие курсы, семинары, мастер-классы, стажировки):

 

·                    публикации: в журнале «Поиск» статьи Яковлевой Т.И., Жиляевой Л.В. «Портфолио как творческая   форма развития студента СПО»;

публикации в сборнике материалов IV Международной заочной научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: традиции, инновации, перспективы» статей педагогов: Мальцевой А.В. «Метод проектного обучения как один из инженерных методов применяемых в среднем профессиональном образовании», Низамовой Н.Е. «Использование сетевого помощника в производственном обучении лиц с особыми образовательными потребностями», Поповой С.А. «Активные методы обучения как средство повышения общих и профессиональных компетенций на уроках информатики», Поликарповой Н.И. «Практическая направленность внеаудиторной самостоятельной работы по математике», Проскуриной С.В. «Мотивация обучающихся к профессиональной адаптации», Третьяковой Л.Ю. «Технология креативного обучения при проведении учебной и производственной практики по профессии «Пекарь»», Бычковой С.А. «Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов и руководство ею посредством Интернет-технологий»;

публикации в сборнике материалов республиканской научно-практической конференции в сетевой форме «Опыт сетевого взаимодействия и практико-ориентированного обучения» статей педагогов техникума: Поликарповой Н.И. «Профориентационная работа преподавателя-предметника как один из важнейших аспектов развития профессиональной образовательной организации», Шпагиной М.В. «Пути формирования общих и профессиональных компетенций: особенности, перспективы», Бажиной С.Н. «Внеучебная деятельность как способ формирования общих и дополнительных профессиональных компетенций, востребованных работодателями регионального рынка труда», Даудиш И.А. «Проектирование образовательного маршрута обучающегося посредством портфолио», Жиляевой Л.В., Яковлевой Т.И. «Портфолио студента ГБПОУ РХ ЧМТТ как средство формирования и инструмент оценки общих и профессиональных компетенций», Мальцевой А.В. «Курсовое проектирование как форма практико-ориентированного обучения по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», Поповой С.А. «Внедрение технологии «е-портфолио в рамках практико-ориентированного обучения по дисциплине «Информатика», Проскуриной С.В., Третьяковой Л.Ю. «Проведение экзамена (квалификационного) в форме защиты портфолио как способ раскрытия многосторонней личности будущего специалиста», Тархановой Л.А. «Портфолио как инструмент мониторинга учебных достижений по учебной дисциплине «Инженерная графика», Эргашевой Е.Н. «Использование различных форм практико-ориентированного обучения по специальности  29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

·         статьи в газете «Черногорск», тема «Это важно - найти в жизни свою нишу», «Как показать свои лучшие качества», «Шить-все равно, что иголками колодец копать», «Где родился, там и пригодился»

·         мастер-классы, показанные обучающимися в ходе круглого стола: «Отделка мучных кондитерских изделий айсингом», «Изготовление украшений из сахарной мастики для оформления тортов и пирожных», «Оформление пирожных», «Вышивка лентами», «Декоративная отделка техникой «Оригами из ткани»;

·         семинар республиканский для работников профессионального образования Республики Хакасия «Технология портфолио: формирование новой модели педагогической образовательной среды».

Цель: демонстрация результатов инновационной деятельности по итогам работы первого этапа региональной инновационной площадки «Портфолио студентов СПО как средство формирования и оценки профессиональных и общих компетенций с учетом требований работодателей регионального рынка труда».

В ходе семинара была показана инфраструктура, обеспечивающая оценку индивидуальных достижений обучающихся  с применением технологии Портфолио;

показана методика оценки индивидуальных достижений обучающихся посредством портфолио образовательных достижений обучающихся;

предложены педагогическому сообществу  рекомендации по использованию модели формирования и оценки общих и профессиональных  компетенций обучающихся посредством портфолио образовательных достижений.

Педагоги делились опытом работы, продемонстрировали применение технологии Портфолио с целью формирования и оценки профессиональных общих компетенций обучающихся на учебных занятиях, внеурочных мероприятиях:

Портфолио как технология оценки и самооценки, анализа и представления значимых результатов профессионального и личностного становления будущего специалиста СПО,  Жиляева Людмила Владимировна, заместитель директора по УР

Пути формирования общих и профессиональных компетенций на учебной и производственной практике – Шпагина Марина Викторовна, старший мастер

Фрагмент бинарного занятия учебных дисциплин «Психология общения» и «Деловое общение» по теме «Особенности служебно-делового общения. Собеседование при устройстве на работу»,  Микрюкова

Людмила Михайловна,  Даудиш Ирина Александровна

Фрагмент занятия кружка «Кулинарный тренд» по теме «Современный дизайн в оформлении пасхальных блюд»,  Бажина Светлана Николаевна

Фрагмент занятия клуба «Призывник» по теме «Допризывная подготовка студентов»,  Борисенок Наталья Васильевна

Фрагмент дифференцированного зачета по  учебной дисциплине «Инженерная графика» (фрагмент) в форме защиты портфолио работ, Тарханова Любовь Алексеевна

Фрагмент занятия в рамках МДК 01.01. «Основы художественного оформления швейного изделия» по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по теме «Разработка конфекционной карты «Материалы-компаньоны» для моделей одежды летнего ассортимента (портфолио работ как оценочное средство»), Эргашева Елена Николаевна

Фрагмент экзамена (квалификационного) по ПМ 02 по профессии «Пекарь», Проскурина Светлана Владимировна, Третьякова Любовь Юрьевна

Мастер-классы обучающихся по профессиям швейного профиля, руководители: Попова Галина Петровна, Горшунова Наталья Николаевна, Ботина Ольга Гавриловна.

Формирование общих компетенций через систему воспитательной работы, Прыгун Ольга Леонидовна

Квест-игра на формирование ОК «Со спортом по жизни» Прыгун Ольга Леонидовна

Рекомендации педагогам по применению технологии Портфолио в учебном процессе, Бычкова Светлана Анатольевна

Итоги 1 этапа  реализации республиканской инновационной программы «Портфолио студентов СПО как средство формирования и оценки профессиональных и общих компетенций с учетом требований работодателей регионального рынка труда», Яковлева Татьяна Ивановна

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»